Вступительное слово
про Витьку Кораблева
и друга закадычного -
Ваню Дыховичного.
Что случилось с пятым «А»?
Как вам это нравится:
Вера Павловна сама
С ним не может справиться!

От стены к доске летели,

Как снаряды «Фау-
2»,

То тяжелые портфели,

То обидные слова.

Бой кипел, и в тайных целях

Кто-то партой дверь припер.

Но и драка на портфелях

Не решила этот спор.
Раз такая кутерьма -
Ожидай не то еще!
Что ж случилось с пятым «А»,
Почему побоище?

Догадалась чья-то мама -

Мамы вечно начеку:

«Это проигрыш "Динамо"

В первом круге "Спартаку"».

«Нет, - сказал отец Олега, -

Спорят там наверняка:

Кто допрыгнет без разбега

До дверного косяка».
И послали в поздний час -
В половине пятого -
Разбираться в этот класс
Пионервожатого.

Пионервожатый Юра

Крик услышал со двора:

«Всех главней - литература!»

А в ответ неслось: «Ура!»

Но сейчас же крикнул кто-то

Из раскрытого окна:

«В век космических полетов

Только техника нужна!»
И решил вожатый вмиг:
Сам был в пятом классе я -
Всё понятно, - там у них
Просто разногласия.

Первый голос был обычный -

И не резок, и не груб, -

Это Ваня Дыховичный,

Всем известный книголюб.

Ну а голоса второго

Трудно было не узнать -

Только Витьке Кораблеву

Мог такой принадлежать!
Ну, теперь для пап и мам
Всё яснее ясного:
Не случилось в пятом «А»
Ничего ужасного.

Ваня - необыкновенный,

Ну такой рассказчик был! -

Что подчас на перемены

Целый класс не выходил.

Языки болтали злые,

Что он слишком толстый, - пусть!

Но зато стихи любые

Ваня шпарил наизусть:
Про Мадрид и про Алтай,
Про отважных конников...
И пол-класса, почитай,
Ваниных сторонников.

Ну и Витька тоже в массе

Заимел авторитет:

Сделал Витька в третьем классе

Гидропневмопистолет.

Испытанье за рекою

Он устроил для ребят -

Пистолет стрелял водою

Метров на сто пятьдесят!
И по всем дворам вокруг
Всем дружкам-приятелям
Было лестно, что их друг
Стал изобретателем.

Если Витьке оба глаза

Толстым шарфом завязать,

Он на ощупь может сразу

Два транзистора собрать.

Сконструировал подъемник

В сорок лошадиных сил

И вмонтировал приемник

В холодильник марки «
ЗИЛ».
Месяц что-то мастерил
Из кастрюль и провода, -
И однажды подарил
Витька школе - робота!

Что-то Витька в нем напутал:

Всем законам вопреки

Робот раньше на минуту

На урок давал звонки;

Он еще скользил по полу

И врывался к Витьке в класс...

Деда Витькиного в школу

Вызывали много раз.
«С Витькой мне не совладать
У него наследственность, -
На него должна влиять
Школьная общественность;

Не кончал я академий -

Вы решайте», - дед сказал...

Кстати, дед и сам всё время

Что-то там изобретал.

...И устроили собранье:

Стали думать и гадать,

Как на Витьку и на Ваню

Целым классом повлиять...
У историка ходил
Ваня в званьи лучшего,
В математике он был -
В роли отстающего.

Он - знаток литературы,

Тут четверки - ни одной;

На уроках физкультуры -

Притворялся, что больной.

А на всех соревнованьях:

«Кораблев - вот это да!»

Ну а Дыховичный Ваня

Был... болельщиком всегда.
Витька книжек не читал,
Знал стихи отрывками;
Запинался и писал
С грубыми ошибками.

А однажды на уроке

Сказанул такое он!..

Будто - во Владивостоке

Протекает Волго-Дон.

Путал даты он несносно, -

Сам учитель хохотал.

Но зато молниеносно

Он делил и умножал.
...Шло собранье - шум и гам,
Каждый хорохорится.
Разделились пополам -
Так удобней ссориться.
И девчонки там и тут
Разделились поровну -
И поддерживают ту
И другую сторону.

Раньше в девичьем народе

Наступал быстрее мир -

Тот, кто в классе верховодил,

Тот и был у них кумир.

А сейчас - два флага вьется,

Два пути - куда свернуть?

Два великих полководца,

Два вождя - к кому примкнуть?

В общем - страсти накалились,

Всё решилось впопыхах, -

И подруги очутились

Во враждебных лагерях.

Эти хором: «Физкультура!»

Но не сбить им тех никак -

Те кричат: «Литература!»

Эти снова: «Техника!»

«Ванька слаб, - а Витька ловкий,

Сам он робота собрал!» -

«А Титов на тренировки

Пушкина с собою брал!»
Им бы так не удалось
Спор решить неделями -
Всё собрание дралось
Полными портфелями.

Но, услышав про Титова,

Все по партам разошлись, -

После Ваниного слова

Страсти сразу улеглись.

И когда утихла ссора,

Каждый начал понимать,

Что собрались не для спора -

А обоим помогать.
И придумало как быть
Бурное собрание:
Их друг к другу прикрепить -
В целях воспитания.

Витька с Ванею - в чем дело,

Не могли никак понять, -

Но... собранье так хотело -

Значит, надо выполнять.

«Значит, так - бегом до Химок!» -

Витька Ване приказал.

Ваня зубы сжал, весь вымок,

Но до дому добежал.
И напрасно хохотал
Кораблев над Ванею:
Дома Ваня Витьке дал
Книгу про Испанию.

Было много ссор и шума -

Ни присесть, ни полежать, -

Ведь вначале каждый думал,

Как другого измотать.

Ваня просто чуть не плачет:

То присядь, то подтянись,

То возьми реши задачу,

То приемником займись!..
Но и Витьку он добил
Рыбами и птицами, -
Тот теперь стихи учил
Целыми страницами!..

Как-то Витька Ваню встретил

И решил ему сказать:

«Знаешь, Ванька, я заметил -

Интересно мне читать!»

И ответил Ваня сразу:

«Щупай мышцы на руке!

Я теперь четыре раза

Подтянусь на турнике!
Хорошо, что приобщил
Ты меня к атлетике.
А вчера я получил
"пять" по арифметике!»

И захохотали оба,

И решили меж собой,

Что они друзья до гроба,

В общем - не разлить водой!

...Может, случай не типичный,

Но во множестве дворов

Есть и Ваня Дыховичный,

Есть и Витька Кораблев.
И таких примеров - тьма, -
Можно в школе справиться...
Вот что было в пятом «А»!
Как вам это нравится?